Пятница, 22.11.2024, 21:51 | |
Историко-технический клуб "Столичная артель" |
История мотоциклов
Первые мотоциклы появились в конце 19в. в Западной Европе. Сначала появился паровой мотоцикл. Как и велосипед, мотоцикл долго передвигался на трех "ногах". Первый трехколесный мотоцикл с небольшим паровым двигателем построил в 1867 году француз Эрне Мише. Его соотечественник Пьер Лалемент долго оспаривал первенство изобретения, утверждая, что Мише украл его идею. Трудно сказать, кто из них прав. Точно известно, что педали, при помощи которых крутились колеса, придумал Мише. Мотоцикл, сделанный американцем Сильвестром Рупером в 1868 году также приводился в движение двухцилиндровым паровым мотором. В котле кипела вода, нагреваемая огнем в топке (который Руперу приходилось постоянно поддерживать). Он изготовил 1000 машин, но ни одну не сумел продать. Их показывали на ярмарках за деньги как аттракцион. Сам изобретатель умер от разрыва сердца, когда демонстрировал свое детище на ярмарке в штате Массачусетс. Земляк Рупера, Луис Копеленд в 1884 году установил паровой двигатель перед водителем над маленьким передним колесом. Этот мотоцикл с собственной тягой передвигался со скоростью 18 километров в час, что по тем временам было сенсацией. Хотя люди на улицах шарахались от этого "исчадия ада", Копеленд верил в его будущее и основал фирму по производству мотоциклов. Ему помогали влюбленный в технику Нортроп (позднее он стал известен как конструктор самолетов) и два врача - Полен и Старки. Хотя паровые локомотивы и пароходы в 80-е гг. 19в. уже завоевали прочные позиции, пар плохо подходил для маленьких экипажей. Первый работоспособный двигатель внутреннего сгорания построили в 1856 году итальянские изобретатели Барсанти и Маттеччи, запатентовавшие его еще в 1853 году. Первые двигатели внутреннего сгорания были во многом подобны паровым - только вместо пара в рабочие цилиндры подавался горючий газ, поджигавшийся свечой от бунзеновских батарей. Увы, по эффективности новый двигатель не мог многим похвастаться даже по сравнению с паровой машиной: КПД его составлял всего 4%. А если прибавить к тому же, что этот двигатель требовал подвода газа по трубам и 120 м3 воды в час для охлаждения, то станет ясно, что для привода какого-либо экипажа новинка пока не годилась. Важный шаг в усовершенствовании двигателя сделали немецкие изобретатели Николаус-Август Отто (1832-1891) и Евгений Ланген (1833-1895). В 1876 году они построили двигатель, работающий по четырехтактному циклу - подобно всем современным автомобильным двигателям и львиной доле двигателей мотоциклетных. Разделив два оборота вала двигателя на четыре такта, они смогли решить задачу предварительного наполнения цилиндра смесью, с тем чтобы искра могла поджигать смесь в начале рабочего хода. КПД двигателя Отто возрос до 15%, но всетаки он продолжал оставаться слишком громоздким, а главное - работал на горючем газе, и потому его было невозможно установить на какое-либо транспортное средство. Огромный прорыв в создании и развитии мотоциклов совершил Готлиб Даймлер. К 1885 году двигатель Даймлера прошел стадию исследований и был готов к использованию, оставалось лишь найти подходящую машину для его установки. Самым простым вариантом изобретателям представился велосипед. Вертикальный одноцилиндровый двигатель был установлен в центре деревянной рамы - ходовая часть мотоцикла выглядела смехотворно даже по меркам того времени. От двигателя ременная передача шла на промежуточный шкив, с которого крутящий момент передавался зубчатой передачей на заднее колесо. Ременная передача обеспечивала два передаточных отношения и нейтральное положение - роскошь, к которой вернутся лишь через четверть века. По бокам машины были установлены поддерживающие ролики. Рабочая смесь готовилась в карбюраторе испарительного типа - проще говоря, прямо в бензобаке: воздух засасывался так, что всплывал пузырями через бензин, насыщаясь его парами. Через впускной патрубок смесь попадала в камеру сгорания двигателя посредством впускного клапана, открывавшегося автоматически от разряжения в камере. Цилиндр окружал стальной кожух, внутри которого шел охлаждающий воздух от вентилятора, установленного на коленвалу. При рабочем объеме 264 см3 двигатель развивал максимальную мощность 0,5 л.с. при 700 об/мин и был способен разогнать машину до скорости 6 или 12 км/ч, в зависимости от выбранного передаточного отношения. Это "детище" Готлиба Даймлера (который работал раньше помощником изобретателя четырехтактного двигателя доктора Николая Отто) получило название «Айншпур» («Одноколейный»). 10 ноября 1885г. Пауль, сын Готлиба Даймлера, сделал круг на "Айншпуре" по поселку вблизи Штутгарта в Германии, совершив первую в мире поездку на мотоцикле. По свидетельствам современников, это было недолгое и тихоходное передвижение. Иначе и не могло быть. Готлиб Даймлер не слишком увлекся мотоциклами и вскоре после создания «Айншпура» переключился на автомобильную промышленность. Первыми, кто предложил более-менее реальную идею построения мотоцикла стали немецкие изобретатели братья Генрих и Вильгельм Хильдебранды и Алоис Вольфмюллер. Братья еще в 1889 году спроектировали паровой двигатель для велосипеда, а в 1892г., уже совместно с Вольфмюллером, разработали мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным бензиновым двигателем. Но результаты испытаний оказались неудовлетворительными, и к 1884г. была готова новая конструкция. Причем дело не ограничилось опытным образцом, им впервые в мире удалось наладить серийное производство машин, названных ими "Motorrad" - в Германии этот термин до сих пор применяется для обозначения мотоцикла. Новая схема, с двигателем в нижнем уголу рамы, получала все большее распространение (назовем, к примеру, французский "Пежо" 1899 года и английский "Фелон энд Мур" 1900 года), только братьям Вернер пришла в голову идея ее запатентовать - поэтому формально именно они считаются создателями современного мотоцикла. Мотоцикл, получивший марку "Хильдебранд унд Вольфмюллер", имел горизонтальный двухцилиндровый четырехтактный двигатель, располагавшийся в нижней части специальной рамы из металлических труб. Впускные клапана были автоматическими, выпускные получали привод от кулачков, располагавшихся прямо на заднем колесе. Привод к заднему колесу был прямым - шатуны крепились к колесу. Таким образом, колесо служило и маховиком, а для того чтобы поршень увереннее преодолевал мертвые точки, в конструкцию были введены резиновые тяги. Бензобак служил испарительным карбюратором, охлаждение было жидкостным, резервуаром для охлаждающей жидкости было опять-таки заднее колесо. Зажигание - калильной свечой в головке цилиндра. Рабочий объем двигателя составлял 1490 см3, максимальная мощность - 2,5 л.с, при 240 об/мин. Мотоцикл массой 60 кг такой двигатель мог разгонять до скорости 40 км/ч, что было более чем достаточно при заднем тормозе в виде простого металлического стержня, который скреб по земле. Также в числе нововведений были только что изобретенные Джоном Бондом Данлопом пневматические шины. Следующий большой шаг в развитии мотоцикла сделали французы - граф Альберт де Дион и Жорж Бутон, создав одноцилиндровый четырехтактный двигатель с объемом цилиндра 125 см3. Рассчитанный на эффективную мощность 368 Вт (0,5 л.с.) он в действительности выдавал больше при частоте вращения 30 Гц (1800 об/мин) и был очень компактен. Впервые де Дион использовал этот двигатель на трицикле, успешно участвовавшем в гонках 90-х гг. 19в. К огорчению создателей двигателя, его стали незаконно копировать многие другие фирмы, когда производство мотоциклов распространилось по Европе. В 1897 братья Вернер построили опытный образец более похожий на двухколёсный велосипед с двигателем, располагавшимся горизонтально перед втулкой заднего колеса, но результаты испытаний их не удовлетворили, и они перенесли двигатель, установив его над передним колесом. Было выпущено 12 мотоциклов новой модели, с одноцилиндровим четырехтактным двигателем мощностью 0,75 л. с. при 1200 об/мин, оборудованным калильным зажиганием и ременным приводом на переднее колесо. Мотоцикл (или мотовелосипед) с таким двигателем развивал скорость до 35 км/ч. Вскоре появилась усовершенствованная модель, с электрическим зажиганием, а в 1898 году началось производство новой модели, с более мощным двигателем. Машина стала очень популярной: к началу 1901 года было выпущено свыше 3500 мотоциклов "Вернер". С этого момента мотоциклы стали развиваться быстро, поскольку их производство распространилось по Европе и Америке. Период с 1900 по 1905 год историки часто называют "эпохой мотовелосипеда", поскольку именно этот термин наилучшим образом показывает, что собой представлял тогда мотоцикл. Но дать этому отрезку времени и другое название - "спекулятивная эпоха". В это время сотни предпринимателей кинулись в новый бизнес, не задумываясь над тем, смогут ли они обеспечить хоть сколько-нибудь приемлемое качество продукции. Велосипедные фабрики не смогли устоять перед соблазном добавить к просто велосипеду еще и велосипед моторизованный. Тем более что трудностей с силовыми агрегатами уже не было: десятки специализированных фирм предлагали всем желающим легкие и достаточно надежные двигатели. Наиболее популярными были французские "Де Дион" и "Пежо", бельгийские "Минерва" и ФН, немецкие "Фафнир". Специализированные фирмы предлагали также усиленные для установки двигателя рамы, не говоря уже о шинах, системах зажигания и прочей "мелочевке". В начале нового века окончательно сложился облик и подробности технического устройства мотоцикла - не осталось уже и следа от того ошеломляющего многообразия, которым пестрило последнее десятилетие века 19-го. Мотоцикл стал двухколесным. Двигатель сместился в нижнюю часть рамы - чаще всего он располагался внутри ее, иногда встраиваясь в вершину этого нижнего угла, так что он сам становился частью несущей структуры. Но нередко двигатель подвешивали к передней трубе рамы. По своей конструкции все двигатели воспроизводили "Де Дион": один цилиндр, закрытый картер, автоматический впускной клапан, выпускной с принудительным приводом от кулачка. Самые передовые фирмы отваживались делать принудительным и управление впускным клапаном но в широкий обиход это решение вошло лишь в начале следующего десятилетия, когда стало ясно, что инерция автоматического клапана, срабатывавшего от разрежения, не позволяет повышать обороты двигателя. Испарительные карбюраторы к 1905 году были практически вытеснены карбюраторами пульверизационного типа. Системы зажигания работали от батареи и бобины или от магнето низкого напряжения, но после появления в 1902 году выпущенного фирмой "Бош" магнето высокого напряжения новая система быстро получила популярность. Тогда же "Бош" начал выпуск и свечей зажигания, подходящих для всех разновидностей двигателей - до того каждая фирма, выпускавшая двигатели делала свечи сама. Ходовая часть этих мотоциклов ничем не отличалась от велосипедной - разве что раму и переднюю вилку делали из труб большего сечения. Впрочем, переднее колесо уже в начале века пытались подрессоривать - с помощью рычагов и пружин. А вот заднему колесу еще долго не суждено было иметь мягкой подвески - попытки ввести какой-то пружинящий элемент между треугольником рамы и треугольником, образующим заднюю подвеску, в первые два десятилетия века можно сосчитать по пальцам. Тормоза были башмачного типа, воздействовавшие на колесо или трансмиссионный шкив. Никакой системы электрооборудования (помимо зажигания) не было, для движения в темное время суток мотоциклисты пользовались масляными или ацетиленовыми фонарями. В 1901г. американцы Джордж Хенди и Оскар Хедстром выпустили первый мотоцикл «Индиан». Три года спустя, когда они впервые применили на «Индиане» управление газом путем вращения ручки руля и стали разрабатывать свою первую двухцилиндровую модель, у их фирмы появился новый конкурент- «Харлей-Дэвидсон». За последующие десять лет фирмы «Индиан», «Харлей» и другие, в том числе «Эксцельсиор», поставили на мотоцикл V-образный двухцилиндровый двигатель, который в Америке и поныне остается фаворитом. В 1901г. «Индиан» и «Пирс» выпустили четырехцилиндровые модели, но к тому времени бельгийская фирма «ФН» уже 4 года продавала свою сверхсложную «четверку». Рядный четырехцилиндровый двигатель с объемом цилиндров 363 см3, воздушным охлаждением и карданным валом делал «FN» очень спокойной и шикарной машиной - несомненно, первым супермотоциклом! За два десятилетия объем цилиндров четырехцилиндрового «FN» возрос до 750 см3, у него появились муфта сцепления, коробка передач и усовершенствованная вилка. Техника сделала скачок вперед и в других странах. В 1910г. Английская фирма «Скотт» установила на мотоцикле не только двухтактный двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, по и кик-стартер, цепную передачу и телескопическую переднюю вилку, в ранних четырехтактных двигателях, в том числе на «Харлее», были механические клапаны взамен прежних окон, причем впускной клапан открывался просто поршнем. В 1913г. Фирма «Циклон» (США) выпустила большой родстер с двумя V-образно стоящими цилиндрами и верхним распределительным валом. Всего через год французская фирма «Пежо» создала гоночный мотоцикл с двумя вертикальными цилиндрами, двойными кулачковыми дисками и четырехклапанными головками цилиндров. Период между окончанием первой мировой войны и началом "Великой депрессии" - колоссального экономического кризиса, называют "золотой эрой" в истории мотоцикла. Мотоцикл к этому времени завоевал репутацию надежного транспортного средства, уже доступного по цене едва ли не любому рабочему с приличным заработком. Конкуренция со стороны автомобиля ему еще не грозила (кроме Соединенных Штатов). Эксплуатация мотоцикла также обходилась очень дешево: никаких топливных кризисов еще не ппредвиделось. Поэтому не удивительно, что мотоцикл получил массовое распространение - только в Великобритании насчитывалось более 700 тысяч мотоциклистов.
|
Категория: Мототранспорт | Добавил: ВАСЯН (14.01.2008)
|
Просмотров: 5483
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Сейчас на сайте: |
Присутствует всего: 1 Из них гостей: 1 Пользователей: 0 |
Статистика |
|
|
Погода |
|
|