Генератор типа 94.3701 – синхронная трехфазная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения типа 57.3702, правого вращения (со стороны привода).
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с дистанционным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом на защелках.
В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме "звезда" (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) – трех "положительных" и трех "отрицательных". Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные – на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора.
Регулятор напряжения – неразборный, при выходе из строя его заменяют.
Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами "положительных" и "отрицательных" вентилей (между "+" и "массой" генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ (±20%), расположенный на выпрямительном блоке.
При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (выводы "D" генератора и "D+" регулятора) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит). После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.
Схемы соединений генератора 94.3701
Схема соединений генератора 94.3701
Схема соединений системы генератора 94.3701 автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2115 и модиф.: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 5 – выключатель зажигания
Схема соединений системы генератора 94.3701 автомобилей ВАЗ-2110 и модиф.: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов
Схема соединений системы генератора 9402.3701-06 автомобилей ВАЗ-1118 и модиф.: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – контрольный сигнализатор заряда аккумуляторной батареи, расположенный в комбинации приборов; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания
Генератор 9402.3701-03, -04
Генераторы типа 9402.3701-03, -04 – синхронные трехфазные электрические машины переменного тока с электромагнитным возбуждением, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения типа 7931.3702 И4, правого вращения (со стороны привода).
Особенности устройства
Конструктивно генераторы 9402.3701-03, -04 похожи на генератор 94.3701 (9402.3701) и по габаритным и присоединительным размерам являются взаимозаменяемыми. Однако в генераторах 9402.3701-03, -04 изменена схема возбуждения, исключены 3 дополнительных диода питания обмотки возбуждения и применён многофункциональный регулятор напряжения 7931.3702 И4, который предназначен для поддержания напряжения бортовой сети автомобиля в заданных пределах во всех режимах работы системы электрооборудования при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.