Пятница, 29.03.2024, 00:31 |
Историко-технический клуб
"Столичная артель"
Главная » Статьи » Отдел главного инженера » Техническая информация

Пластичные смазки
СМАЗКА ВНИИ НП-247М (ТУ 38.4011096-2004) разработана взамен смазки ВНИИ НП-247. Применяется в шарикоподшипниках с внутренним диаметром 4-15 мм маломощных авиационных электромашин при температуре до 180оС, частотах вращения до 20 тыс. мин-1 и контактных напряжениях до 2 ГПа, а также в мелкомодульном зубчатом зацеплении электрических машин малой мощности типа ДВШ 50-0,1-0,5. Смазка одноразовая и закладывается в подшипники только на заводе изготовителе изделий. Является одной из лучших низкотемпературных и одновременно высокотемпературных смазок. Зарубежный аналог – Unisilkon TK44N3 Reconditiv, фирма Klüber Lubrication.

СМАЗКА ВНИИ НП-274 (ГОСТ 19337-73). Смазка ВНИИ НП-274 является специализированной смазкой для малогабаритных подшипников качения (при скоростях до 30 тыс. мин-1) и маломощных редукторов, особенно работающих в условиях глубокого вакуума (до 10-7 мм рт. ст.) в температурном диапазоне - 80оС … 160оС. Смазка ВНИИ НП-274 используется в микро электродвигателях и аналогичных механизмах.

Стандарт предусматривает выпуск двух марок смазки: обычной (не фильтрованной) ВНИИ НП-274н и фильтрованной – ВНИИ НП-274ф.

СМАЗКА ВНИИ НП-559 (ТУ 38. 40962-93) является заменителем смазки ВНИИ НП-274. Смазка разработана для асинхронных микро электродвигателей типа ДАТ 21411 авиационной, морской, космической и наземной техники. Смазка ВНИИ НП-559 работоспособна в атмосфере воздуха в температурном диапазоне -60 (-100)…150оС. Рекомендуется для применения в приборных высокооборотных шарикоподшипниках, c особо малыми моментами трения и трогания при крайне низкой температуре. Смазку ВНИИ НП-559 можно использовать также и в качестве гироскопической смазки, обеспечивающей практически мгновенный выход на максимальные обороты при температуре -60оС. Смазка ВНИИ НП-559, как и смазка ВНИИ НП-274 Н, благодаря своей низкой эффективной вязкости при температуре -60оС обеспечивают малое время запуска подшипников МЭД (например, 0.1 и 2.0 с соответственно). По этому показателю смазка ВНИИ НП-559 является в настоящее время наилучшей, и способна удовлетворить самым жестким требованиям к пусковым свойствам даже при более низкой температуре. Смазка ВНИИ НП-559 превосходит смазку ВНИИ НП-274 по низкотемпературным свойствам и по ресурсу работоспособности, а смазку ВНИИ НП-293 по ресурсу работоспособности.

СМАЗКА ВНИИ НП-555 (ТУ 38. 4011098-2005) предназначена для применения в малогабаритных подшипниках качения и маломощных редукторах, работающих в атмосферных условиях и в высоком и сверхвысоком вакууме при температурах от -70оС до 150оС. По своим свойствам смазка наиболее близка к смазке ВНИИ НП-559, но отличается от нее меньшей испаряемостью.

СМАЗКА ВНИИ НП-223 (ОСТ 38.01404-86, изм. 1-3) – смазка для гироскопов, работоспособна при высоких контактных нагрузках в температурном диапазоне -45 … 150оС. Предназначена для смазывания скоростных приборных подшипников качения (до 60 тыс. мин-1), подшипников роторов гироскопических приборов, работающих при остаточном давлении до 1×10-1 мм рт. ст., подшипников скольжения и маломощных зубчатых передач. Смазка ВНИИ НП-223 также применяется в прецизионных шарикоподшипниках скоростных станков при Dn до 500 тыс. мм·мин-1, а также в системе управления космической и ракетной техники.

СМАЗКА ВНИИ НП-228 (ОСТ 38. 01438-87) длительное время являлась наиболее важной смазкой для подшипников гироскопических приборов. Стандартом регламентируется вязкость смазки при температуре -40оС и Д = 10 с-1 не более 1300 (400…1000) Па∙с. В зависимости от остаточного давления максимальная температура применения смазки ВНИИ НП-228 составляет 90…150оС. В негерметизированных узлах трения максимальная температура применения не превышает 120оС. Смазка ВНИИ НП-228 применяется в узлах трения (в том числе подшипниках ротора) гироскопов при числе оборотов до 60 тыс. мин-1 и остаточном давлении до 0,1 мм рт. ст., а также в подшипниках качения чувствительных опор точных механизмов, узлах трения счетно-решающих машин.

СМАЗКА ВНИИ НП-271 (ТУ 38 101603-76, изм. 1-5). Узкоспециализированная морозостойкая приборная смазка, обеспечивающая малые моменты трения и трогания подшипников качения при температуре до -50оС. Смазка ВНИИ НП-271 предназначена для узлов трения электромашин в диапазоне температур -60… 130оС. Используется в микро электродвигателях и гироскопах, обеспечивает малый момент и длительный ресурс работы.

В приборных подшипниках при 50оС и скорости вращения 6000 мин-1 смазка ВНИИ НП-271 работоспособна в течение 20 000 ч.

Может быть использована в подшипниках качения с высокими контактными напряжениями (до 2 ГПа), обеспечивает максимально высокую быстроходность по сравнению с другими гироскопическими смазками и характеризуется низкой вязкостью (480 Па∙с при -50оС и Д = 10 с-1). Зарубежный аналог – смазка Isoflex LDS 18 Special A (Klüber Lubrication).

СМАЗКА ВНИИ НП-281 (ТУ 38.101123-81). Комплексная натриевая смазка ВНИИ НП-281 предназначена для смазывания агрегатных подшипников авиационных генераторов и стартергенераторов некоторых самолетов, работающих в температурном диапазоне -60…120оС. Смазка отличается хорошими низкотемпературными свойствами и низкой испаряемостью. Смазка ВНИИ НП-281 практически инертна к резинам, как и другие смазки на основе изопарафинового масла.

Смазка рассчитана на работу в скоростных подшипниках (Dn до 400 000 мм/мин) при небольших нагрузках и температурах до 80…100°С, а краткосрочно и выше.

СМАЗКА СЭДА (ТУ 38.1011242-89, изм. 1). Комплексная кальциевая антифрикционная смазка СЭДА предназначена для применения в узлах трения электро- и стартергенераторов, работающих в температурном интервале -60…180оС. Смазка СЭДА разработана взамен смазки ВНИИ НП-281 и по сравнению с ней и смазками ВНИИ НП-207, ЦИАТИМ-221 при температуре 120-130оС обеспечивает в 2,5 – 3,0 раза больший ресурс работоспособности. Смазка внесена в номенклатуру смазок по ГОСТ 18241-90.

СМАЗКА ВНИИ НП-288 (СВЭМ) (ТУ 38.101982-86, изм. 1, 2) – “смазка для вертикальных электромашин” – предназначена для подшипников качения электросиловых машин, в том числе с вертикальным расположением оси вала при скоростном факторе до 550 000 мм·мин-1 в температурном интервале -50…120оС (кратковременно до 150оС). Смазка СВЭМ может применяться в изделиях, эксплуатирующихся в морских и речных условиях или на морском побережье.

СМАЗКА ЭРА (ТУ 38.101950-83) предназначена для зубчатых передач редукторов электромеханизмов, подшипников, винтовых пар и других узлов трения систем управления летательных аппаратов, работающих в температурном интервале -60 … +120оС, и является улучшенной версией смазки ЦИАТИМ-201. Обеспечивает лучшие эксплуатационные свойства, чем смазки ЦИАТИМ-221 и ОКБ-122-7. Смазку ЭРА применяют в узлах трения (подшипники качения и скольжения, зубчатые передачи) системы управления самолетов. Ее используют в редукторах электромеханизмов силовых приводов механизации крыла, узлах трения фюзеляжа взамен смазок ЦИАТИМ-201 и ОКБ-122-7.

СМАЗКА Сапфир (ВНИИ НП-261) (ТУ 38.1011051-87) в настоящее время является лучшей отечественной авиационной смазкой для конических роликовых подшипников ступиц колес шасси летательных аппаратов. Кроме этого смазку Сапфир можно использовать в шлицевых соединениях воздушных винтов самолетов и вертолетов, а также некоторых резьбовых соединениях. Смазка Сапфир по наиболее важным показателям, определяющим работоспособность тяжело нагруженных роликоподшипников колес шасси самолетов и вертолетов (температурный диапазон применения, коллоидная стабильность, работоспособность на стенде ЦКБ-60), превосходит французскую смазку Nyco-22 (Aeroshell 22) и морально устаревшую смазку НК-50.

СМАЗКА ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-80) является одновременно смазкой для низких и высоких температур. Смазка чувствительна к влаге – при ее поглощении уплотняется. Имеет плохие противоизносные свойства при трении скольжения пары сталь/сталь, что связано с наличием в ее составе полисилоксановой жидкости. Используется в винтовых парах перестановки стабилизатора, узлах блока тормозов. Рекомендуется для применения, в первую очередь, в подшипниках качения, работающих при повышенной температуре (авиационные агрегатные подшипники и др.), а также для смазывания пар трения резина-металл. Смазка ЦИАТИМ-221 не рекомендуется для применения в тяжело нагруженных механизмах с трением скольжения (шестеренчатые и червячные передачи, шарниры и т.п.).

СМАЗКА ВНИИ НП-207 (ГОСТ 19774-74, изм. 2,3,4) близка по составу и свойствам к смазке ЦИАТИМ-221, но отличается лучшими высокотемпературными и противоизносными свойствами. Смазка ВНИИНП-207 несколько уступает смазке ЦИАТИМ-221 по низкотемпературным свойствам, но превосходит ее по длительности работы при повышенной температуре. Рекомендуется для применения в тех же случаях, что и смазка ЦИАТИМ-221 и ЦИАТИМ-221с, когда необходимо обеспечить работу узлов трения при температуре выше 150оС (до 180оС), а также увеличить срок службы подшипников без смены смазки, при высоких температурах.

Высокотемпературная морозостойкая смазка ВНИИ НП-207 предназначена для работы в подшипниках качения электроагрегатов в температурном интервале -60…180оС с кратковременным перегревом до 200оС. Смазка ВНИИ НП-207 является массовой смазкой, применяющейся для транспортной техники и народного хозяйства. Смазка ВНИИНП-207 применяется в подшипниках качения некоторых авиационных электромашин. Обеспечивает работу узлов трения при высоких скоростях (8000 мин-1) в течение длительного времени (2000…3000 ч).

СМАЗКА ВНИИ НП-505 (Старт) (ТУ 38. 101986-84). В качестве более дешевой и доступной смазки, чем ВНИИ НП-228 разработана и выпускается смазка ВНИИ НП-505 (Старт). Смазка Старт предназначена для использования в подшипниках высокооборотных (d∙n до 700 000 мммин-1) шпинделей металлорежущих и металлообрабатывающих станков в диапазоне температур -10…150оС. Используется также в текстильной промышленности. В указанном температурном диапазоне заменяет высокоскоростную и низкотемпературную литиевую смазку "Isoflex LDS 18 Special А" фирмы Klüber Lubrication (Германия).

СМАЗКА Орбита (ВНИИ НП-543) (ТУ 38. 401-58-5-90, изм. 1). Смазка Орбита предназначена для высокоскоростных подшипников качения с длительным ресурсом работы в температурном диапазоне -60…150оС. В качестве долговечной гироскопической смазки для высокоскоростных подшипников качения смазка Орбита аналогична смазке ВНИИ НП-228, но превосходит ее по ресурсу работоспособности примерно в 4 раза, что объясняется значительно меньшей испаряемостью ее дисперсионной среды, по сравнению со смазкой ВНИИ НП-228. Смазку Орбита можно использовать в широком температурном диапазоне, что связано с ее хорошими низкотемпературными свойствами. Смазка Орбита используется также в авиационных гироскопах, и в настоящее время является единственным заменителем ранее выпускавшихся смазок для подшипников авиационных гироскопов.

СМАЗКА ВНИИ НП-260 (ГОСТ 19832-87) применяется в скоростных шарикоподшипниках (до 60 000 мин-1) в температурном диапазоне -50…180оС. Используется в мощных гироскопах и высокооборотных силовых электромашинах.

Смазка ВНИИ НП-260 имеет значительно худшие по сравнению со смазкой ВНИИ НП-228 низкотемпературные свойства. Она может обеспечить работоспособность механизма и при температуре -60оС, но только в случаях, если мощности двигателя хватит для того, чтобы механизм сдвинулся и мог работать короткое время до размягчения смазки за счет само разогрева подшипника. В ряде приборов смазка ВНИИ НП-260 обеспечивает более длительный срок службы, чем ВНИИ НП-228, что обусловлено значительно меньшей испаряемостью ее дисперсионной среды. Рекомендуется в тех же случаях, что и смазка ВНИИ НП-228, с учетом ее худших низкотемпературных свойств.

СМАЗКА Сатурн (ВНИИ НП-503) (ТУ 38.1011151-88), зарубежный аналог – смазка Isoflex LDS 18 Special A (Klüber Lubrication), предназначена для высокоскоростных шарикоподшипников точных маломощных приборов, которые работают при контактных нагрузках до 2×109 Па (1.96 ГПа) в температурном диапазоне -60…120оС, обеспечивает стабильность параметров и малый момент трения. Смазка Сатурн аналогична по свойствам смазке ВНИИ НП-271, поэтому рекомендуется в новые изделия, близкие по условиям эксплуатации к тем, в которых используется ВНИИ НП-271. Используется в гироскопах и маломощных приборах. Характеризуется малым моментом трения и его стабильностью в процессе длительной эксплуатации. Смазка Сатурн также как и смазка ВНИИ НП-543 позволяет проводить обезгаживание изделия при температуре до 90оС. При более высокой температуре обезгаживания (и минимальной температуре применения около - 60оС) необходимо использовать уже другие смазки (Орбита, ВНИИ НП-274 или ВНИИ НП-559).

СМАЗКА ВНИИ НП-276 (ТУ 38.1011062-86 с изм. 1,2,3) предназначена для смазывания силовых винтовых пар и др. узлов трения малогабаритной арматуры судовых энергетических установок. Смазка работоспособна в температурном интервале -30 … 2500С (кратковременно до 2800С).

СМАЗКА ВНИИ НП-233 (ТУ 38.101687- 77 с изм. 1,2,3) предназначена для смазывания подшипников качения с качательным движением. Обеспечивает момент страгивания и работу узлов трения авиационной и другой специальной техники в температурном интервале -40…2500С. Смазка может быть использована в качестве высокотемпературной, а также смазки, полностью стойкой к нефти и нефтепродуктам.

СМАЗКА НИКА. Низкотемпературная антифрикционная смазка Ника (ТУ 38.1011032-85 с изм. 1,2,3) предназначена для применения в подшипниках качения, работающих в вакууме при температуре от -120 до 2500С.

СМАЗКА НИРА. Низкотемпературная антифрикционная смазка Нира (ТУ 38.1011034-85 с изм. 1,2,3) предназначена для применения в зубчатых зацеплениях и подшипниках качения редукторов при температуре от -100 до 1650С, а также в узлах трения скольжения при температуре от -120 до 2500С и давления от атмосферного до глубокого вакуума.

Смазка характеризуется хорошими смазочными свойствами, особенно несущей способностью смазочной плёнки; высокой термической и химической стабильностью, отличными низкотемпературными свойствами, низкой испаряемостью, водоотталкивающими свойствами, совместимостью с резинами на основе углеводородных и силиконовых эластомеров; работоспособностью в широком диапазоне температур и давлений окружающей атмосферы. Так, смазка обеспечивает страгивание нагруженного шарнирного подшипника при -700С с коэффициентом трения 0,1. При замене в авиационных электромеханизмах мыльной смазки ЦИАТИМ-221 позволяет в 1,5 - 2 раза увеличить ресурс его работы, устраняя при этом износ зубъев шестерён. При замене серебра в шарнирных подшипниках смазка Нира обеспечивает увеличение ресурса их работы без существенного износа рабочих поверхностей.

СМАЗКА ВНИИНП-275 (ТУ 38.101891 -81 с изм. 1,2,3). Высокотемпературная пластичная смазка ВНИИ НП-275 предназначена для смазывания силовых винтовых пар, резьбовых соединений и др. подвижных соединений в механизмах управления атомного реактора. Работоспособна в температурном интервале -20 …2500С. Смазка закладывается в смазываемые узлы только на заводе-изготовителе изделия и не подлежит смене (пополнению) в процессе хранения и эксплуатации изделий.

СМАЗКА КРИОГЕЛЬ (ТУ 38.101924-82 с изм. 1,2,3). Смазка Криогель предназначена для применения в резьбовых соединениях, узлах трения арматуры и механизмов, работающих в температурном интервале -2000С … 2500С, а также в высоконагруженных узлах трения скольжения в температурном интервале -600С … 1500С в контакте с жидким и газообразным кислородом (давление 25-40 МПа) и другими агрессивными средами.

СМАЗКА ВНИИНП-283 (ТУ 38.1011281-89 с изм. 1) предназначена для применения в узлах, работающих в температурном интервале -45 …2000С (- 60 …2000С по результатам испытаний у потребителя) в контакте с газообразным кислородом при давлении до 2,45×107 Па и при давлении кислорода до 9,8×107 Па в резьбовых соединениях.

СМАЗКИ ВНИИНП-282 и ВНИИ НП-282М (ТУ 38.1011261-89 с изм. 1,2) предназначены для смазывания узлов, работающих при различных нагрузках в контакте с агрессивными средами и газообразным кислородом при температуре от -45 до 1500С. Допускается применение смазок до -600С в мощных механизмах и арматуре кислородно-дыхательных аппаратов.

СМАЗКА АКВАМАРИН (ТУ 38.1011306-90 с изм. 1) предназначена для подшипников пар трения металл-резина, работающих в среде горячей и перегретой до 100-1100С воды (технической) при давлении до 10 МПа ( до 1500С по результатам испытаний у заказчика).

Смазка Аквамарин не вызывает набухания резин на основе каучуков различной химической природы и практически не изменяет физико-химических свойств резин после воздействия воды при 1000С, не смывается горячей технической водой с резинотехнических изделий, обеспечивает ресурс в течение 50 000 - 60 000 ч. Смазка Аквамарин разработана для целевого применения в подвижных резинотехнических изделиях и сопряжённых с ними деталей уплотнительных систем турбонасосов и парорегулирующей аппаратуры, однако может применяться и в др. узлах трения.

Смазка Аквамарин обеспечивает работу шарикоподшипников в вакууме до 10-6 мм. рт. ст. и температуре до 1500С; используется в качестве гидрозатвора для клапана, работающего в среде едкого калия с добавкой м-крезола при вибрации 10-50 Гц; применяется для смазки резиновых уплотнительных колец клапанов в термогальваническом производстве; в штоках-клапанах, манжетах с возвратно-поступательным движением.

СМАЗКА ИЗУМРУД (ТУ 38.401-58-92-94) предназначена для смазывания узлов, работающих в контакте с агрессивными средами, в том числе и с углекислым газом, в температурном интервале -130 … 2500С, а также в условиях глубокого вакуума.

СМАЗКА АМЕТИСТ (ВНИИ НП-284) (ТУ 38.1011029-85 с изм. 1,2,3,4) предназначена для смазывания узлов, работающих в контакте с агрессивными средами в температурном интервале -110 … 2000С, а также в условиях глубокого вакуума. Рекомендуется к применению в космической, высоковакуумной, приборной технике различного назначения.

СМАЗКА ВНИИНП-501 (ТУ 38.101918-82 с изм. 1,2,3). Противозадирная высокотемпературная пластичная смазка ВНИИ НП-501 предназначена для применения в узлах трения скольжения и зубчатых зацеплениях в температурном диапазоне -40 …4000С. Смазка обеспечивает эффективную эксплуатацию шаровых и игольчатых подшипников качения, а также шлицевыех соединений, шестерён, крепёжных узлов и др.

Уникальные свойства смазки позволяют с успехом использовать её для длительной эксплуатации систем управления и вспомогательного оборудования авиационной техники.

По противоизносным и противозадирным свойствам смазка ВНИИ НП-501 в 2 раза превосходит широко известные смазки отечественного ассортимента, например ВНИИ НП-225 и ПФМС-4с.

СМАЗКА ЭЛМА (ТУ 38.1011234-89 с изм. 1,2), предназначена для применения в подшипниках качения электромеханизмов, работающих при температуре от -60 до 3000С (кратковременно до 3200С). Смазка Элма предназначена для одноразовой закладки в узлы трения на заводе-изготовителе изделия и не подлежит замене (пополнению) в процессе хранения и эксплуатации изделий.

СМАЗКА СПЕКТРА. Высокотемпературная антифрикционная пластичная смазка Спектра (ТУ 38.401-58-187-97) предназначена для смазывания силовых винтовых пар и других резьбовых соединений в температурном интервале -20 … 3500С и удельном давлении 160 … 200 кГс/см2.

СМАЗКА ВНИИНП-280 (ТУ 38.101818-88) предназначена для смазывания узлов, работающих в контакте с агрессивными средами и с газообразным кислородом, в температурном интервале -60 … 1500С, а также в узлах трения металл-резина.

Источник: http://www.vniinp.ru/content/view/31/88/
Категория: Техническая информация | Добавил: VEFF (25.01.2013)
Просмотров: 7844 | Теги: пластичная смазка, ВНИИ НП | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Сейчас на сайте:
Присутствует всего: 2
Из них гостей: 2
Пользователей: 0
Фотогалерея
Статистика


Категории
Автомобильные комплектующие [11]
Описание и назначение комплектующих, блоков, узлов и деталей.
Техническая информация [5]
Доработки [2]
Про постройку AD-ского УЗАМа 2.0 [2]
Друзья сайта
  • Мы "В_Контакте"
  • RUSRETRO
  • Мини-чат
    Погода


    Поиск
    ИТК "Столичная артель" © 2007-2024