На автомобилях ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121 и их модификациях устанавливается карбюратор 21053-1107010-62.
На автомобилях ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 и их модификациях устанавливается карбюратор модели 21083-1107010-62 (рис. 1).
Карбюраторы 21053-1107010-62 и 21083-1107010-62 отличаются тарировочными характеристиками и конструктивно одинаковы.
Рис. 1
Внешний вид карбюраторов типа 210х3-1107010-62.
1 – рычаг привода блокировки второй камеры;
2 – регулировочный винт количества смеси холостого хода;
3 – блок подогрева карбюратора;
4 – патрубок вентиляции картера двигателя;
5 – рычаг привода ускорительного насоса;
6 – упор пускового устройства;
7 – патрубок отвода паров бензина из поплавковой камеры;
8 – актюатор системы холостого хода;
9 – крышка карбюратора;
10 – патрубок подвода топлива;
11 – полуавтоматическое пусковое устройство;
12 – корпус карбюратора;
13 – рычаг дроссельной заслонки второй камеры;
14 – рычаг управления дроссельными заслонками;
15 – штифт рычага блокировки второй камеры;
А – метки для правильной установки биметаллической пружины пускового устройства
Таблица 1. Тарировочные данные карбюраторов 21053-1107010-62 и 21083-1107010-62
ПРИМЕЧАНИЕ
Примечание. Маркировка жиклеров определяется расходом, который замеряется с помощью микроизмерителей.
Микроизмерители настраиваются по эталонным жиклерам.
Карбюратор эмульсионного типа, с последовательным открытием дроссельных заслонок. Карбюраторы имеют сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов в задроссельное пространство, подогрев эмульсии на выходе из системы холостого хода.
Рис. 2
Схема работы актюаторов главной дозирующей системы и системы холостого хода.
1 – выходное отверстие переходной системы второй камеры;
2 – дроссельная заслонка второй камеры;
3 – дроссельная заслонка первой камеры;
4 – выходные отверстия холостого хода и переходной системы первой камеры;
5 – регулировочный винт качества смеси холостого хода;
6 – главный топливный жиклер первой камеры;
7 – воздушный канал системы холостого хода;
8 – топливный жиклер актюатора;
9 – актюатор главной дозирующей системы;
10 – поплавковая камера карбюратора;
11 – актюатор холостого хода;
12 – топливный жиклер актюатора;
13 – воздушный жиклер холостого хода;
14 – воздушная заслонка;
15 – малые диффузоры;
16 – воздушный жиклер переходной системы второй камеры;
17 – заборная трубка с топливным жиклером переходной системы второй камеры;
18 – главный топливный жиклер второй камеры
Рис. 3
Полуавтоматическое пусковое устройство карбюратора.
1 – дроссельная заслонка первой камеры;
2 – рычаг блокировки второй камеры;
3 – рычаг привода блокировки;
4 – шланг к ресиверу;
5 – штуцер;
6 – плунжер;
7 – упор регулировки второй ступени;
8 – регулировочный винт;
9 – диафрагменная полость;
10 – воздушный канал из задроссельного пространства карбюратора;
11 – диафрагма пускового устройства;
12 – воздушная заслонка;
13 – тяга привода воздушной заслонки;
14 – ось пускового устройства;
15 – кулачок;
16 – пружина штока;
17 – шток диафрагмы пускового устройства;
18 – крючок блокировки второй камеры;
19 – рычаг упора;
20 – регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры;
21 – рычаг приоткрывания дроссельной заслонки;
22 – тяга приоткрывания дроссельной заслонки;
23 – рычаг управления дроссельными заслонками;
А – упор блокировки второй камеры;
В – пусковые зазоры у воздушной заслонки;
С – пусковой зазор у дроссельной заслонки;
а, в, с – первая, вторая и третья ступени кулачка
В карбюраторах имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой (рис. 2), переходная система второй камеры, актюаторы 9 и 11 главной дозирующей системы и системы холостого хода, диафрагменный ускорительный насос, полуавтоматическое пусковое устройство (рис. 3).
Карбюратор дополнительно имеет патрубок отбора паров бензина из поплавковой камеры.
Рис. 4
Детали крышки карбюратора.
1 – ось поплавка;
2 – игольчатый клапан;
3 – поплавок;
4 – прокладка крышки карбюратора;
5 – крышка пускового устройства в сборе;
6 – упор плунжера;
7 – диафрагма пускового устройства;
8 – прокладка;
9 – рычаг воздушной заслонки;
10 – актюатор системы холостого хода;
11 – топливный жиклер актюатора;
12 – крышка карбюратора;
13 – топливный фильтр;
14 – патрубок подачи топлива;
15 – корпус полуавтоматического пускового устройства в сборе с рычагами привода;
16 – регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры;
17 – хомут крепления корпуса биметаллической пружины;
18 – жидкостная камера;
19 – корпус с биметаллической пружиной в сборе;
20 – экран биметаллической пружины;
21 – тяга рычага приоткрывания дроссельной заслонки
Для рассматриваемых карбюраторов с полуавтоматическим пусковым устройством остаются в силе указания по ремонту, изложенные в руководстве по ремонту для карбюраторов 2108-1107010 с ручным управлением. Отличительными особенностями являются следующие моменты: другие регулировки пускового устройства и системы холостого хода, несколько другой порядок разборки и сборки крышки (рис. 4) и корпуса (рис. 5) карбюратора.
Рис. 5
Детали корпуса карбюратора типа 210х3-1107010-62.
1 – регулировочный винт количества смеси холостого хода;
2 – электрический провод концевого выключателя карбюратора;
3 – блок подогрева карбюратора;
4 – диафрагма ускорительного насоса;
5 – крышка ускорительного насоса;
6 – рычаг привода ускорительного насоса;
7 – кулачок привода ускорительного насоса;
8 – актюатор главной дозирующей системы;
9 – топливный жиклер актюатора;
10 – переходник актюатора;
11 – уплотнительное кольцо;
12 – распылители ускорительного насоса с клапаном подачи топлива;
13 – распылители;
14 – главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками;
15 – главные топливные жиклеры;
16 – корпус карбюратора;
17 – регулировочный винт;
18 – стопор регулировочного винта;
19 – колпачок стопора;
20 – ось дроссельной заслонки второй камеры;
21 – рычаг дроссельной заслонки второй камеры;
22 – рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры;
23 – рычаг управления дроссельными заслонками с осью заслонки первой камеры;
24 – возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры;
25 – рычаг блокировки второй камеры;
26 – пружина рычага блокировки;
27 – дроссельная заслонка первой камеры;
28 – дроссельная заслонка второй камеры;
29 – заглушка регулировочного винта;
30 – возвратная пружина дроссельной заслонки второй камеры;
31 – регулировочный винт качества (состава) смеси холостого хода
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Категорически запрещается поворачивать биметаллическую пружину пускового устройства карбюратора как в направлении навивки, так и в обратном направлении. Несоблюдение этого требования приведет к повреждению биметаллической пружины и отказу работы пускового устройства карбюратора.
Запрещается промывать корпус полуавтоматического пускового устройства и его деталей, чтобы не нарушать смазочных качеств втулок, осей и рычагов пускового устройства.
Полуавтоматическое пусковое устройство улучшает управление автомобилем и снижает токсичность отработавших газов на режимах запуска и прогрева двигателя.
1 – датчик полной нагрузки;
2 – термовакуумный выключатель;
3 – термовакуумный выключатель;
4 – терморегулятор воздушного фильтра;
5 – актюатор главной дозирующей системы;
6 – актюатор системы холостого хода;
7 – штуцер отбора паров бензина из карбюратора;
8 – контакт концевого выключателя карбюратора;
9 – полуавтоматическое пусковое устройство карбюратора;
10 – термовакуумный выключатель;
11 – рессивер пускового устройства;
12 – впускная труба;
13 – выпускной коллектор;
14 – трехкомпонентный нейтрализатор;
15 – датчик концентрации кислорода;
16 – штуцер продувки адсорбера;
17 – трубка клапана рециркуляции;
18 – клапан рециркуляции;
А – к вакуумному регулятору;
Б – к адсорберу;
В – в систему охлаждения
При температуре воздуха ниже плюс 18 °С термовакуумный выключатель 10 (см. рис. 6) открыт, ресивер 11 соединен с атмосферой. При пуске двигателя плунжер 6 (см. рис. 3) будет приоткрываться штоком 17 диафрагмы 11. Поэтому максимальное разрежение в диафрагменной полости 9 пускового устройства не достигается и у воздушной заслонки устанавливается первый пусковой зазор В, равный 2,5 мм (первая ступень), который соответствует надежному запуску холодного двигателя.
По мере прогрева двигателя открытие воздушной заслонки обеспечивается биметаллической пружиной (на рис. 3 не показана). На прогретом двигателе воздушная заслонка открыта полностью биметаллической пружиной.
При запуске двигателя, когда температура воздуха выше плюс 18°С, термовакуумный выключатель закрыт и перекрыта связь ресивера с атмосферой. При этом воздушная заслонка выходит на второй пусковой зазор В, равный 6 мм (вторая ступень), который ограничивается упором 7 плунжера 6. Этот зазор обеспечивает надежный запуск и устойчивую работу холодного двигателя.
Проверка работы полуавтоматического пускового устройства карбюратора. Необходимость в проверке работы полуавтоматического пускового устройства возникает, как правило, при появлении замечаний к запуску холодного двигателя.
Снимите крышку воздушного фильтра; нажав и отпустив педаль акселератора, проверьте положение воздушной заслонки. Она должна быть полностью закрыта при температуре окружающего воздуха плюс 25°С.
Рис. 7
Проверка установки биметаллической пружины полуавтоматического пускового устройства карбюраторов типа 210х3-1107010-62.
1 – корпус пускового устройства;
2 – корпус биметаллической пружины;
3 – корпус жидкостной камеры;
4 – винты крепления корпуса биметаллической пружины;
5 – болт крепления жидкостной камеры.
Стрелками указаны метки для установки биметаллической пружины
Положение воздушной заслонки определяется установкой биметаллической пружины с определенной характеристикой. Пружина устанавливается на предприятии-изготовителе совмещением трех меток (рис. 7) на корпусе 1 пускового устройства, на корпусе 2 биметаллической пружины и корпусе 3 жидкостной камеры (биметаллическая пружина на рис. 7 не показана). Дополнительной регулировки биметаллической пружины при эксплуатации не требуется.
Запустите холодный двигатель и через 15–20 с проверьте частоту вращения коленчатого вала двигателя, которая при температуре 18–25 °С должна быть в пределах (2500±300) мин-1. Если частота вращения не соответствует данной, снимите карбюратор и отрегулируйте пусковой зазор С у дроссельной заслонки первой камеры (см. далее «Регулировки пусковых зазоров»).
Снимите воздушный фильтр и отсоедините воздушный шланг 4 (см. рис. 3) от штуцера 5. Запустите холодный двигатель и при открытом штуцере 5 проверьте пусковой зазор В у воздушной заслонки, который должен быть равным 2,5 мм. Закройте штуцер 5 и вновь проверьте пусковой зазор В, который в этом случае должен быть равным 6 мм. Если пусковые зазоры В не соответствуют требуемым, отрегулируйте их на работающем холодном двигателе, соблюдая осторожность, исключающую попадание любых предметов в карбюратор и впускной тракт системы питания.
Регулировки пусковых зазоров карбюратора. Снимите воздушный фильтр, отверните упор 7 (см. рис. 3), снимите шланг 4 и запустите холодный двигатель.
Удерживая плунжер 6 от проворачивания, винтом 8 отрегулируйте на работающем двигателе пусковой зазор В воздушной заслонки равным 2,5 мм. Затем поставьте на место упор 7 плунжера и закройте штуцер 5. Завертывая упор 7 на работающем двигателе, отрегулируйте зазор В равным 6 мм. Заглушите двигатель и поставьте снятые узлы и детали на свои места.
Регулировку пускового зазора С у дроссельной заслонки первой камеры необходимо выполнять на снятом карбюраторе.
Закройте дроссельную заслонку 1 первой камеры. Отверткой поверните кулачок 15 против часовой стрелки и установите упор рычага 19 на наибольший по радиусу выступ «а». Винтом 20 отрегулируйте зазор «С» у дроссельной заслонки, равный 1,1 мм.
Поставьте снятые узлы и детали на двигатель, запустите его и проверьте через 15–20 с после запуска частоту вращения коленчатого вала двигателя, которая должна быть равна (2500±300) мин-1. Частота вращения коленчатого вала прогретого двигателя на холостом ходу должна быть равной 820–900 мин-1.
Рис. 8
Винты регулировки системы холостого хода карбюратора.
Регулировка холостого хода прогретого двигателя. Регулировка осуществляется регулировочным винтом 2 (рис. 8) качества (состава) смеси и регулировочным винтом 1 количества смеси. Регулировочный винт 2 закрыт заглушкой 4. Для доступа к винту необходимо заглушку вынуть инструментом в виде штопора.
Регулировку необходимо выполнять на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 90–95 °С), с отрегулированными зазорами в механизме газораспределения, с правильно установленным моментом зажигания и при полностью открытой воздушной заслонке.
Существуют два альтернативных метода регулировки холостого хода.
Первый метод.
Регулировочным винтом 1 количества смеси установите по тахометру частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 820–900 мин-1.
Регулировочным винтом 2 качества (состава) смеси отрегулируйте степень открытия актюатора холостого хода 50±5% (степень открытия актюатора главной дозирующей системы неизменна — 50%), при необходимости винтом 1 восстановите частоту вращения коленчатого вала до 820–900 мин-1.
Второй метод.
Регулировочным винтом 1 количества смеси отрегулируйте по тахометру частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 820–900 мин-1, снимите вакуумный шланг с датчика полной нагрузки и заглушите его, регулировочным винтом 2 качества смеси добейтесь содержания окиси углерода (СО) в отработавших газах в пределах 0,5–0,8 % при данном положении винта 1, при необходимости восстановите частоту вращения коленчатого вала до 820–900 мин-1, подсоедините шланг к датчику полной нагрузки.
По окончании регулировки установите в отверстие для регулировочного винта 2 качества смеси новую пластмассовую заглушку 4.